Основатель Space X позволил себе, мягко говоря, ехидное высказывание в адрес Гарри Каспарова…
Полемический выпад Илон Маск допустил в ходе дебатов, разразившихся в американских соц. сетях. Тематика была политическая, но, как водится, спор перешел на личности.
Маск сравнил возможности бывшего чемпиона мира в шахматах со своим Айфоном. «Но в том, что касается остального, Каспаров идиот» — такова была его реакция на один из постов Гарри Кимовича.
Оставив в стороне политическую часть дискуссии и эмоции ее участников, задумаемся: действительно ли искусственный интеллект, заложенный в смартфоне, способен составить достойную конкуренцию выдающимся шахматистам?
Шахматные компьютеры стали мощнее, а программы «поумнели»
Первая весомая заявка компьютера на превосходство за шахматной доской была сделана в 1997 году. Этот момент можно считать выдающейся вехой в истории шахматной игры: лучший на тот момент шахматист, чемпион мира, потерпел поражение. Этим действующим тогда чемпионом мира был Гарри Кимович Каспаров.
Однако уже через год он смог взять реванш, одержав победу в матче с суперкомпьютером Deep Blue с перевесом в два очка. Торжество человеческого разума продлилось недолго. Еще через год улучшенная версия компьютера показала свои истинные возможности, выиграв в тех же шести партиях, хотя и с более скромным результатом. Началась эпоха превосходства постоянно совершенствующегося искусственного интеллекта над человеком в этой древней игре. Выяснение отношений на черно-белой доске затянулось на целое десятилетие, но исход борьбы был уже ясен. У человека перед умной машиной не остается практически никаких шансов.
Финальным мажорным аккордом для шахматистов стала победа украинского гроссмейстера Руслана Пономарева в 2005 году. Тогда он сумел обнаружить слабые места у сильнейшей на тот момент германской программы Fritz.
Раньше человек имел преимущество в сражении с компьютером за шахматной доской благодаря особенностям своего мышления. Стратегическое видение позволяло сосредоточиться на перспективных вариантах, в то время как машине приходилось тупо просчитывать все возможные.
Творческий характер мышления позволял гроссмейстерам делать неожиданный ход, смысл которого выявлялся намного позже. Компьютер занимался простым перебором, который был ограничен его вычислительной мощью. Однако расчеты машины были точные, поскольку она лишена человеческих эмоций. Оставалось только наращивать технические возможности, а результат конкуренции был предрешен.
В последнее время этот подход принципиально меняется. Технология поиска вариантов приближается к стратегии мышления человека. В этом направлении, кстати, работали создатели советской шахматной программы «Каисса» под руководством экс-чемпиона мира Михаила Ботвинника. Иными словами, вычислительные ресурсы машины стали расходоваться эффективнее.
Таким образом, если установить на суперкомпьютер 90-ых Deep Blue одну из современных шахматных программ, против него не устоит ни один чемпион мира – ни бывший, ни действующий.
С искусственным интеллектом поражения можно не бояться
Давайте вспомним, что представлял собой с технической стороны могучий Deep Blue тридцатилетней давности. Тактовая частота процессоров, установленных в нем, составляла всего 120-135 МГц. Устройства памяти имели объем всего от одного до четырех гигабайт. Хотя их было довольно много, эти показатели по современным меркам абсолютно не впечатляют.
В Deep Blue также имелось несколько десятков специальных процессоров, несмотря на это, он по своим возможностям уступил бы некоторым нынешним смартфонам. Например, ядра последней модели Айфона имеют частоту 2990 МГц. Имея шесть гигабайтов оперативной памяти, этот смартфон вполне мог бы потягаться с легендарным Deep Blue. Современный девайс, оснащенный соответствующим программным обеспечением, не оставит шансов на победу даже лучшим гроссмейстерам.
Не имеющие столь мощного устройства могут воспользоваться вычислительной мощью одной из шахматных платформ. Выбирайте себе самого сильного противника, используйте подсказки программного шахматного помощника, и победа вам обеспечена.
Неслучайно Магнус Карлсен решительно отказывается сражаться с искусственным интеллектом, понимая бессмысленность подобного занятия. К примеру, американец Хикару Накамура, шестой в мировом рейтинге, имея две лишних пешки в партии против Comodo, с трудом свел партию вничью. Так что с Илоном Маском в первой части его поста можно согласиться.