Двойной скотч сделал рижского кудесника недосягаемым для фаворитов. Современные шахматисты были бы в шоке, узнав, насколько шатким являлось положение СССР в Канаде в далеком 1988 г. Ситуацию спасли опыт и находчивость одного старого выпивохи.
Алма-Ата перед наступлением Нового года приняла мировой чемпионат в стиле «блица» и «рапида». В Казахстане бессменный «классик» М. Карлсен из Норвегии возвратил себе оба «малых» титула, доведя до ровного счета количество победных матчей на «быстрых» первенствах планетарного масштаба.
Теперь кропотливый сбор фактов не в почете и лишь историки знают, что первичный блиц-турнир имел место во времена холодной войны и общеизвестного соперничества А. Карпова и Г. Каспарова (последний занесен в список физ. лиц, исполняющих функционал иностранного агента). Гиганты не доползли даже до полуфинального состязания! Кубок взят иным великим гроссмейстером СССР – М. Талем. Восьмой официальный чемпион мира между отдельными этапами использовал секретный прием – стакан виски. Мало кто помнит те времена!
Километровые очереди, чтобы пожать руку чемпиону
«Блиц» завоевал популярность среди шахматистов далеко не сегодня. Получила известность партия, сыгранная в начале 20 столетия, когда Эмануил Ласкер уступил третьему чемпиону Хосе-Раулю Капабланке.
М. Ботвинник к «блицу» относился скептически. Зато Д. Бронштейн, Т. Петросян, сам Таль и некоторые прочие советские шахматисты – обожали. Сильными игроками были Каспаров и Карпов.
М. Таль, совершивший блиц-турне по Союзу, вызвал фурор! Рижский гигант играл с обыкновенными любителями, давая фору (1 мин. против пяти). Матуя при этом противников! В общественных местах выстраивались километровые очереди. Игроки-любители часами отстаивали собственное право на молниеносную встречу с великим чемпионом.
Страна организовывала любительские чемпионаты по «блицу», например, турниры «Вечерки». Победителю вдобавок к призу доставался самовар. Неизвестно доподлинно, сколько штук собрали лично Бронштейн, Таль, Евгений Васюков, но определенная доля подарков вручена и представителям из народа.
Добычу у грандов часто забирал гений быстрой игры, ленинградский мастер Генрих Чепукайтис. Этот завсегдатай турниров до того напугал жену Петросяна (девятого чемпиона мира), что Р. Яковлевна наотрез отказала мужу в удовольствии посетить состязание. Она небезосновательно боялась подорвать авторитет гроссмейстера встречей с малоизвестными сообществу персонажами.
Черная полоса Г. Каспарова
Что же происходило на мировой арене в те времена?
Турнирную таблицу первых неофициальных соревнований по «блицу» в Черногории в 1970 году (г. Херцег-Нови) с блеском возглавил Роберт Фишер, будущий и наиболее загадочный чемпион мира из США. Однако сборы не посетило большое количество ведущих шахматистов, включая действующего обладателя короны, ленинградца Бориса Спасского. Офиц. турнир ждал своего часа еще почти целых двадцать лет. Для глобального убыстрения шахмат общество еще не созрело. Признанные светила отдавали дань неторопливому классическому стилю.
Первичный мировой чемпионат в стиле «блиц» организовали в Сент-Джоне в 1988 г. Желающих набралось так много, что потребовался раунд претендентских соревнований, состоявшийся в Канаде. Считается, что организаторы не справились с задачей отобрать сильнейших даже из числа кандидатов, поскольку свою лепту внесла изрядная удаленность американского материка от Старого Света. Это исключало высадку мощного советского десанта. Среди участников, тем не менее, были и наши звезды.
Окончательную легитимность чемпионату в глазах советских чиновников придавали А. Карпов и Г. Каспаров. Разумеется, именно их встречи ждали в финале. Но события прошли по иному сценарию. На старт были допущены 32 участника, большинство партий играли по системе «на выбывание». Первый же тур огорошил сенсациями: Чернин (достаточно известный игрок, успевший поработать со звездами первой величины, как, например, Фабиано Каруана) выбросил за борт Карпова!
Четвертьфинал не оставил шансов и Каспарову. Поистине черная полоса, сравнимая с разгромным проигрышем Владимиру Крамнику в 2000 г. Череда странностей в одной серии: пат слоном и ферзем свободному королю Георгиева (ничья), не обнаруженный вовремя мат в пару ходов, напоследок – зевок и проигрыш! Болгарин победил со счетом 3:1 и вытеснил тринадцатого чемпиона мира из состава претендентов на кубок.
Каспаров тогда хорошо запомнил досадное поражение и позже выигрывал любые партии у Георгиева безотносительно к форме проведения, но корону в «блице» взять не получилось.
Стакан виски в перерыве между партиями
На полуфинале Георгиев преподнес общественности скандальный спор с Ваганяном. Появился вопрос, нажимал ли советский гроссмейстер кнопку часов, сделав невозможный ход, воруя фактически время соперника. Ведущаяся видеозапись турнира показала, что имело место простое касание без переключения механизма. Согласно правилам, это поведение расценивалось как вариант нормы, не наказывалось исключением из списка участников. Рафаэль прошел дальше без серьезных последствий. На менее серьезных матчах, где фиксация на пленку не велась, такой инцидент вполне мог окончиться в стилистике кинофильма «Джентльмены удачи» (лошадью ходи, век воли не видать), то есть дракой. Полуфинальное состязание завершилось в пользу Ваганяна на тай-брейке – 4,5:3,5. В ином претендентском матче Таль обыграл Чернина.
В Сент-Джоне рижанину было уже за 50, что обнажало изрядные неприятности со здоровьем. В жаркой битве турнира Михаил оставил позади Артура Юсупова, входившего в ТОП-10 сильнейших, со счетом 3:0. Он также забрал победу у другого более молодого противника.
Как объясняет секрет успеха сам Таль? В беседе с журналистами он заметил, что дымил несколько больше, чем обычно, буквально прикуривал очередную папиросу от уже горящей. Подготовку же к матчу с Черниным заменил двойным скотчем!
Комментаторы, обсуждавшие действия игроков, подтрунивали, мол, сможет ли рижанин в возрасте вовсе передвигать фигуры в цейтноте. Припомнился эпизод, когда в том же 1988 г. Нехемьевич на мировом кубке заснул в ходе банкета. Неравнодушные люди на руках занесли шахматиста в отель.
Соперники часто оказываются друзьями. Это продемонстрировали невозвращенец в родные пенаты (СССР) В. Корчной и десятый мировой чемпион Б. Спасский. Наш рижанин в условиях обоюдной нехватки времени так ускорился, что «обрушил флажок» соперника. На механических часах играли по вполне понятным причинам без добавки времени после каждого хода. Так что думать приходилось быстро, но недолго…
Гроссмейстеру шотландский виски дал преимущество в скорости мышления. Двойной скотч перед финалом буквально не оставил камня на камне от надежд Ваганяна на золото. Итоговый счет – 3,5:0,5.
Таль не интересовался деньгами
Призовой фонд соревнований составлял 75 тысяч долларов, половина досталась Талю. С зарплатами советских людей по 100-200 рублей – астрономическая сумма. Таль отдал доллары в спортивный комитет Советского Союза, обменяв на рубли и чеки магазина «Березка». Глобального контроля надзорных органов за доходами как б не существовало, но рижанин предпочел не обходить стороной финансовое вето!
«Я выполнил просьбу», – говорил в оправдание Михаил Нехемьевич, отвечая на упреки своего бывшего секунданта Генны Сосонко. Это привычка подчиняться или полное пренебрежение к деньгам?
На будущий год канадцы запланировали проведение очередного мирового состязания с более солидным бюджетом, но слово попросила федерация СССР. Советский партийный аппарат рассуждал логично: Каспаров и Карпов вышли, Таль чудом взял победу. Советы считались бессменными лидерами на ниве шахмат в течение десятилетий. Что если победителем стал бы иностранец? Или хуже того – американец?
Эмигрировать в США успела главная надежда советских шахмат – Гата Камский. К тому времени Фишер уже был под подозрением. Считалось, что штатами ведется некая тайная игра. Затяжные переговоры прошли тяжело, а канадский проект на 1989 год оказался аннулирован. Затем произошел распад СССР, а второй чемпионат по блицу состоялся лишь в 2006 году. Но это уже совсем другая история.