Гарри Каспаров, будучи действующим чемпионом мира, позволил себе нарушить правила и взял ход обратно в одной из партий. Как посмотрели на это судьи?
Это произошло практически 30 лет назад. С тех пор подобная ситуация не повторялась в кругу шахматной элиты. В 1994 году в Линаресе проходил супертурнир. За шахматной доской выясняли отношения самые выдающиеся гроссмейстеры. И вот действующий чемпион мира в партии с юной шахматисткой, обладающей выдающимися способностями (представительницей Венгрии Юдит Полгар) не постеснялся совершить переход.
Этот поступок Каспарова породил в шахматном сообществе самые противоречивые мнения. Одни посчитали такое действие незначительным эпизодом в карьере любимца Каиссы. Но были и те, кто перестал уважать чемпиона мира, расценив этот поступок в качестве нечестного.
Как спор за корону привел к расколу в мире шахмат?
1993 год ознаменовался расколом в рядах «Международной шахматной федерации». Чемпион мира по версии ФИДЕ Гарри Каспаров выбрал себе в соперники за мировую корону молодого англичанина Найджела Шорта.
Матч прошел вне эгиды «Международной шахматной федерации». После этого соперники создали альтернативную организацию – «Профессиональную шахматную ассоциацию». Ее согласилась спонсировать знаменитая американская корпорация Intel. Крупные призовые фонды стали весомым фактором для участия в турнирах под эгидой ПША известнейших шахматистов.
ФИДЕ в качестве ответной меры дисквалифицировала диссидентов и организовала альтернативный матч за шахматную корону. За доской встретились экс-чемпион мира Анатолий Карпов и голландец Ян Тимман. В отборочном цикле оба гроссмейстера уступили Шорту. Карпов одержал победу и, таким образом, отбросил злополучную приставку «экс». Однако звание шахматного короля, по мнению многих любителей этой игры, было не вполне заслуженным. К тому же финансовые дела ФИДЕ, которую возглавлял Флоренсио Кампоманес, обстояли далеко не блестяще. Банкротства ей удалось избежать лишь благодаря тому, что во главе стал российский предприниматель Кирсан Илюмжинов.
Между федерацией шахмат и профессиональной ассоциацией развернулась настоящая война. Непризнанный ФИДЕ Каспаров не имел права и не собирался участвовать в соревнованиях. Такой же позиции придерживался в отношении ассоциации Анатолий Карпов.
Встретиться за шахматной доской оба чемпиона могли только на «нейтральном» супертурнире в испанском городе Линаресе. Его спонсировал Луис Рентеро Суарес, владелец отелей и магазинов, шахматный меценат. Этот турнир по своей значимости мог претендовать на статус неофициального первенства мира. Для двух выдающихся шахматистов такая встреча носила принципиальный характер.
Неблаговидные маневры коня
В 1993 году Каспаров набрал в Линаресе 10 очков из 13 возможных, убедительно доказав свое превосходство. Карпов отстал на полтора очка, проиграв в личной встрече Каспарову. Он остался на втором месте, разделив его с талантливым индийским гроссмейстером Вишванатаном Анандом. После этой победы Каспаров пренебрежительно бросил фразу: «Я чемпион мира, и вовсе не по непонятной версии!».
Однако всего через год последовал убедительнейший реванш Карпова. Это был один из самых выдающихся результатов Анатолия Евгеньевича за всю его карьеру. Он набрал 11 очков, а его международный шахматный рейтинг Эло по результатам турнира поднялся до 2977 пунктов! Гарри приложил все усилия, чтобы догнать своего главного конкурента. Но в итоге вынужден был довольствоваться вторым местом, которое поделил с Алексеем Шировым, выступавшим в то время за Испанию.
Памятная партия, в ходе которой Каспаров встретился с Юдит Полгар, состоялась в пятом туре. Борьба тогда только разворачивалась. Карпов после четырех побед на кураже всего за 30 ходов заставил сдаться украинского гроссмейстера Василия Иванчука. Каспаров отставал на пол очка, поскольку не сумел одолеть Веселина Топалова из Болгарии. Естественно, в ходе встречи с юной шахматисткой он рвался к победе. В острейшем варианте сицилианской защиты ему удалось добиться значительного перевеса. Казалось, успех уже близко…
На 36-ом ходу, играя черными, чемпион поставил своего коня на С5. Он сразу же увидел, что в ответ последует страшная «вилка» слоном с одновременным нападением на ладью и ферзя. В своих мемуарах позже Каспаров попытается оправдать свой «зевок» цейтнотом и напишет, что он «не убрал руку от коня, а только разжал пальцы». Через секунду фигура была возвращена на свое первоначальное место.
Семнадцатилетняя Полгар, конечно же, увидела, как ее именитый соперник отпустил фигуру. Не имея достаточного опыта в подобных ситуациях, девушка понадеялась на судью, но тот в это время смотрел куда-то в сторону. Протестовать у нее не хватило характера. Тем временем Каспаров, соблюдая насколько возможно приличия (если тронул фигуру – ходи), убрал злополучного коня на последнюю горизонталь, сохранив в результате достигнутое преимущество. Довести партию с растерянной Полгар до логичного финала опытному гроссмейстеру не составило большого труда. Однако инцидент с нарушением правил на этом не завершился.
«Цель оправдывает средства»
Юдит Полгар после партии не смогла сдержать своих эмоций и рассказала журналистам о том, что произошло за шахматной доской. Кроме того, оказалось, что происходящее было заснято испанскими телевизионщиками. Покадровый просмотр видеозаписи однозначно показал, что чемпион мира по версии ПША разжал пальцы. Иными словами, согласно правилам, ход был сделан! В этом убедились и судьи, и спонсор соревнований, и самые заинтересованные участники турнира.
Логично было предположить, что судьям следовало восстановить справедливость, наказав Каспарова за грубое нарушение правил. Они также могли назначить доигровку партии с того момента, когда черный конь встал на С5. Скорее всего, результат в этом случае был бы иным. Однако ничего этого сделано не было, Каспарову была засчитана победа. Позже Анатолий Карпов объяснил подобный исход тем, что на стороне победителя оказался Луис Рентеро Суарес, внешне подчеркивавший свою нейтральную позицию. Симпатизировали чемпиону и судьи, и представители испанской прессы.
Удивительно, что Каспаров не счел нужным даже извиниться перед девушкой. Можно также было ожидать, что он пойдет на компромисс и предложит считать партию ничейной, чтобы Полгар было не так обидно. Такие прецеденты имели место даже на самом высоком уровне. Однако стремление любым путем догнать Анатолия Карпова, видимо, затмило все благородные побуждения.
Гроссмейстер Евгений Бареев вспомнил, как Каспаров в свое время утверждал: «чуть-чуть не считается». «Скорее всего не считается только для него» — так он подвел итог относительно поведения Гарри.
Справедливость все-таки восторжествовала
Судьба не оставила Каспарова безнаказанным уже в этом турнире: изначально он потерпел поражение от Владимира Крамника, впоследствии сменившего его на шахматном троне, а в заключительной партии турнира проиграл французу Жоэлю Лотье.
Почти через десять лет убедительный реванш у Каспарова взяла и сама Юдит Полгар в решающей встрече матча века «Россия – Остальной мир». Проиграл не только чемпион, но и возглавляемая им сборная.
В наше время за ситуацией на досках во время супертурниров следят видеокамеры. Так, в 2016 году на турнире претендентов в Москве Хикару Накамура из США попытался повторить трюк Каспарова. Но его соперник Левон Аронян из Армении заявил, что потребует у судей наказать Накамуру по результатам просмотра видео. Тому ничего не оставалось делать, кроме как воспроизвести проигрывающий ход.
«Традицию» Гарри Каспарова иногда пытался поддерживать и его ученик, нынешний чемпион мира Магнус Карлсен.